"Самое страшное в мире - это быть успокоенным" писал Михаил Кульчицкий в 1939м.
Вот он, максимализм 30х годов прошлого века, когда молодым поэтам казалось, будто самое страшное - это успокоиться, зажить тихой мещанской жизнью, обзавестись буфетом с семью слониками на нём. Семь слоников не так страшны, как кажутся. А вот что, действительно страшно, так это - отчаяться, потерять надежду и сдаться.
Так часто заканчивают талантливые люди, не обладающие достаточной пробивной силой. Таланты часто пробиваются не сами. Их "пробивают" те, кому это зачем-нибудь нужно - родственники, спонсоры, импрессарио, учителя, покровители. Удачно пробившийся к своему месту под солнцем, талант, если не безумно счастлив, то, во всяком случае, доволен своей судьбой и собой. Всё идёт по плану и он купается в лучах своего успеха.
Однако, через некоторое место талант теряет связь с реальность. Его успехи начинают ему казаться само собой разумеещимися, возданными ему судьбой по заслугам, и он начинает относиться к ним с пренебрежением, поскольку возданное по заслугам невозможно потерять. Он рискует, играет своим благополучием по-крупному, уверенный, что никогда не проиграет. Сначала, это, возможно, сходит ему с рук, но однажды жизнь всё же выходит из-под контроля. Потери следуют одна за одной. Талант теряет свою уверенность, теряет своё положение, сдаёт свои позиции. К нему относятся уже не так, как вчера, да и он сам к себе уже не так относится. Ему страшно, но он не может взять себя в руки, собраться с силами и остановить катастрофу, происходящую в его одной отдельно взятой жизни. Потому что, даже если первый раз он пробивался сам (что не факт) возвращаться туда, откуда упал, в несколько раз труднее, чем попасть туда первый раз. Потому что первый раз он ещё не знал таких потерь, он ещё не падал с такой высоты. В первый раз его никто не осуждал, не тыкал в него пальцами, и он сам себя не осуждал. В первый раз у него всё ещё было только впереди, а не наоборот.
Те, кто советует ему просто взять себя в руки, никогда не падал с Олимпа. Да, с Олимпа. Потому что у каждого - свой Олимп. У кого-то это - мировая известность, как у Бритни Спирс. У кого-то - актёрская слава, как у Владислава Галкина. У кого-то - научные или спортивные достижения, успешный бизнес или счастливый брак. Да, мало ли, что ещё.
Упав со своего Олимпа, талант либо прозябает в тихой безысходности, иногда ещё озлобляясь и замыкаясь в себе, либо пускается во все тяжкие, демонстрируя пиплу, что ничего не случилось, а так же, что ему - всё равно и наплевапть. "Пускание во все тякие" нередко заканчивается смертью, поскольку человеческий организм не предназначен для продолжительного бешеного стресса. Прозябание в тихой безысходности может продолжаться бесконечно долго. Но это отсутствие летального исхода, не делает прозябяние ни чуть лучше. Прозябание означает тихую покорность случившемуся и отказ от борьбы за себя и свой талант.
И ещё, упавший с Олимпа, даже отказавшийся от борьбы и сломленный, всегда надеется, что однажды ему удастся взойти обратно. И если это желание превращается в обсессию, в тунельное зрение, относится ли это к бизнесу, карьере, научным трудам или личной жизни, он легко может не заметить другие возможности, возникающие на его пути.
"Подняться вверх" совсем не обязательно означает подняться туда же, откуда упал.
Sunday, February 28, 2010
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment