Pages

Sunday, February 28, 2010

Самое страшное

"Самое страшное в мире - это быть успокоенным" писал Михаил Кульчицкий в 1939м.
Вот он, максимализм 30х годов прошлого века, когда молодым поэтам казалось, будто самое страшное - это успокоиться, зажить тихой мещанской жизнью, обзавестись буфетом с семью слониками на нём. Семь слоников не так страшны, как кажутся. А вот что, действительно страшно, так это - отчаяться, потерять надежду и сдаться.

Так часто заканчивают талантливые люди, не обладающие достаточной пробивной силой.  Таланты часто пробиваются не сами. Их "пробивают" те, кому это зачем-нибудь нужно - родственники, спонсоры, импрессарио, учителя, покровители. Удачно пробившийся к своему месту под солнцем, талант, если не безумно счастлив, то, во всяком случае, доволен своей судьбой и собой. Всё идёт по плану и он купается в лучах своего успеха.

Однако, через некоторое место талант теряет связь с реальность. Его успехи начинают ему казаться само собой разумеещимися, возданными ему судьбой по заслугам, и он начинает относиться к ним с пренебрежением, поскольку возданное по заслугам невозможно потерять. Он рискует, играет своим благополучием по-крупному, уверенный, что никогда не проиграет. Сначала, это, возможно, сходит ему с рук, но однажды жизнь всё же выходит из-под контроля. Потери следуют одна за одной. Талант теряет свою уверенность, теряет своё положение, сдаёт свои позиции. К нему относятся уже не так, как вчера, да и он сам к себе уже не так относится. Ему страшно, но он не может взять себя в руки, собраться с силами и остановить катастрофу, происходящую в его одной отдельно взятой жизни. Потому что, даже если первый раз он пробивался сам (что не факт) возвращаться туда, откуда упал, в несколько раз труднее, чем попасть туда первый раз. Потому что первый раз он ещё не знал таких потерь, он ещё не падал с такой высоты. В первый раз его никто не осуждал, не тыкал в него пальцами, и он сам себя не осуждал. В первый раз у него всё ещё было только впереди, а не наоборот.

Те, кто советует ему просто взять себя в руки, никогда не падал с Олимпа. Да, с Олимпа. Потому что у каждого - свой Олимп. У кого-то это - мировая известность, как у Бритни Спирс. У кого-то - актёрская слава, как у Владислава Галкина. У кого-то - научные или спортивные достижения, успешный бизнес или счастливый брак. Да, мало ли, что ещё.

Упав со своего Олимпа, талант либо прозябает в тихой безысходности, иногда ещё озлобляясь и замыкаясь в себе, либо пускается во все тяжкие, демонстрируя пиплу, что ничего не случилось, а так же, что ему - всё равно и наплевапть. "Пускание во все тякие" нередко заканчивается смертью, поскольку человеческий организм не предназначен для продолжительного бешеного стресса. Прозябание в тихой безысходности может продолжаться бесконечно долго. Но это отсутствие летального исхода, не делает прозябяние ни чуть лучше. Прозябание означает тихую покорность случившемуся и отказ от борьбы за себя и свой талант.

И ещё, упавший с Олимпа, даже отказавшийся от борьбы и сломленный, всегда надеется, что однажды ему удастся взойти обратно. И если это желание превращается в обсессию, в тунельное зрение, относится ли это к бизнесу, карьере, научным трудам или личной жизни, он легко может не заметить другие возможности, возникающие на его пути.

"Подняться вверх" совсем не обязательно означает подняться туда же, откуда упал.

No comments: