Pages

Thursday, October 1, 2009

Одиночество - не болезнь


Cо мной приключилась многоступенчатая переписка с автором вот этого рассказа. Рассказ талантливый, легко написанный и довольно легко читающийся, но мрачный, как "Лебединое озеро" по телевизору в день смерти очередного вождя.

А переписка происходила так. Отец прислал мне линк, я прочла и отправила ему своё мнение по поводу:
"Рассказ, мне показалось, не только об одиночестве или не столько об одиночестве, сколько о desperation. Desperation - это как кишечное заболевание у человека, который не моет руки перед едой - вроде, как и надо пожалеть человека, но не можешь."
Отец зачем-то отправил моё мнение своему знакомому, а знакомый, оказавшийся в переписке с автором, отправил моё мнение ей. Не прошло и недели, как в обратном порядке, через пересыльных, я получила отзыв автора:
"Реплика о том, что одиночество похоже на заболевание ЧРЕЗВЫЧАЙНО близко подходит к моим ощущениям этого явления. Я старалась выпечь рассказ именно из странного замеса злости на себя и жалости к своим двойникам."
Воистину, каждый слышит, как он дышит. Разве я говорила, что одиночество - это болезнь? Я говорила, что desperation (приблизительно переводится, как "отчаяние", но не всегда) - это болезнь. Одиночество и desperation - две разные вещи и не обязательно сопровождают друг друга.

Одиночество - это социальное состояние человека, для некоторых, вполне возможно, нормальное и не обременительное. Ведь дай клич человечеству пожить на необитаемом острове, пользуясь всеми благами цивилизации, с возможностью в любой момент этот остров покинуть, и некоторая часть населения непременно согласится. Для них это будет раем.

Другая часть населения ни за что добровольно на одиночество не согласится. Они готовы на что угодно и как угодно, лишь бы не остаться в одиночестве, и остаются в нём только если у них нет никаких других вариантов. Это и есть desperation - готовность на что угодно, лишь бы "не". Для таких людей одиночество - это ад.

А для третьей группы одиночество - это не то, что они выбрали бы, будь у них лучший выбор. Готовы ли они бороться за своё счастье или нет, они не согласятся на "что угодно". Для таких людей одиночество - это лимбо, неопределённость, которая, возможно и не радует, но и не вызывает приступов истерии.

2 comments:

apejan said...

Метко подметили насчет "и надо пожалеть человека а не хочется".

И возникает это "нежелание пожалеть"
думаю потому что героиня сама (и видимо не без симпатий автора) проникнута такой хронической жалостью к себе, и так плаксиво и самозабвенно эту свою жалость смакует, что сил никаких не остаётся даже посочувствовать.

И не desperation тут я вижу, которое предполагало бы отчаяние и безнадежную непонятость сильной души, а обычное обывательски-капризное "никто меня не любит" (self-pity)...

Rita Kai said...

Я вот всё думаю, для чего она это написала? Чтобы проанализировать свои поступки? Чтобы мы поняли, что так жить нельзя? Чтобы выплеснуть всё на бумагу и забыть? Цель не очевидна. Но вряд ли для того, чтобы просто постучать по клавишам слова...